Новые информационные технологии в экономике страны способствуют росту благосостояния казахстанцев. Потребителям цифровизация рынка помогает выбрать лучшую продукцию, а бизнесменам – повысить узнаваемость и престижность бренда.
Пилотный проект по цифровой маркировке упакованной воды облетел десятки предприятий Казахстана. Алматинский завод Samal Water тоже оказался в числе предприимчивых добровольцев. Результатами пилотного проекта поделился Артём Таранов, директор компании «Бизнес Парк Навигатор», ТМ Samal Water.
Он рассказывает, что производством упакованной воды их фирма занимается свыше 10 лет. Основным фактором, повлиявшим на профессиональный выбор, стало желание приносить людям пользу.
«Наша отечественная компания производит и обеспечивает население полезной продукцией, ведь чистая питьевая вода – это одна из составляющих формулы здоровья, долголетия и высокого качества жизни. Артезианская скважина глубиной более 200 метров является источником питьевой воды Samal Water», – сказал Артём Александрович.
Стать частью глобального процесса
Вода подвергается сложным технологическим процессам, проходя путь из скважины до линии розлива. Комплексная пятиступенчатая обработка включает в себя механическую очистку, умягчение, фильтрацию, молекулярную очистку и обеззараживание ультрафиолетом. После обогащения озоном вода Samal Water приобретает необычайную свежесть.
«Мы тщательно следим за вкусовыми и химическими свойствами воды. Ежедневно проводим лабораторные анализы и контроль качества воды. Она не подвергается искусственной минерализации, в ней содержатся только природные минеральные соли в концентрации, которая необходима человеку для здоровья», – пояснил глава компании.
Он добавил, что участвовать в проекте по маркировке воды побудил интерес испытать что-то новое, передовое, стать частью глобального цифрового развития. Кроме того, это отличный шанс подтвердить статус качества.
«В первую очередь маркировка – это прослеживаемость товара, планирование объёма спроса и производства, исключение недобросовестных производителей и защита от подделок. Маркировка в конечном счёте позволит производителю увеличить выручку. Объём товаров в среднем в месяц у нас порядка 2-3 млн бутылок, есть возможность маркировать весь товар», – сообщил Артём Таранов.
Минусы и плюсы пилотного проекта
Директор компании «Бизнес Парк Навигатор» дал объективную оценку результатам проекта.
Он считает, что из минусов – это стоимость оборудования, но также есть и плюсы. Они просматриваются в измерении точного количества произведенной продукции и отбраковке продукции на ранней стадии производства.
«Насколько я знаю, маркировка в будущем будет обязательной. Если бы она была добровольной, то я бы задумался, взвесил всё и в случае утверждения со стороны государства недорогого способа маркировки я бы в дальнейшем маркировал свою продукцию. Если же маркировка будет подразумевать под собой обязательное приобретение дорогостоящего оборудования без субсидий со стороны государства, то я бы предпочёл отказаться от неё», – подытоживает руководитель.
Код Data Matrix подделать невозможно
Легко считывать, подделать невозможно – так говорят эксперты о новом двумерном коде Data Matrix. Этот цифровой штрих-код наносится на крышку или упаковку бутылки, в нём заключена информация о товаре и его производителе.
Такой код уже печатают на сигаретных пачках, этикетках обуви, одежды, белья и других товаров.
Какова же цена внедрения процесса маркировки в производство?
«По воде стоимость маркировки ещё не определена, но, например, по другим товарным группам абонентская плата оператору проекта АО «Казахтелеком» составляет 2,68 тг за эмиссию одного кода Data Matrix. Если печать кодов будет осуществляться типографским способом (код будет наноситься в типографии на этикетку), при этом производитель не будет выполнять агрегацию кодов (эта операция добровольная, государство не требует агрегации кодов), то вложения будут минимальными: абонентская плата за генерацию кода + сканер для считывания. Львиную долю расходов на оборудование берет на себя агрегация. Приобретение оборудования: аппликатор Data Matrix на крышку, сканер, считывание и обработка кодов в кейсе и паллете, маркировщик агрегатов – всё это потребует вложений, примерно 10-20 млн тг», – представил расчёты Артём Александрович.
Цифровизация экономики выгодна всем
Руководитель предприятия утверждает, что цифровизация положительно скажется на экономике страны и бизнеса в целом. Она поможет существенно экономить время, повышать точность планирования, совершенствовать логистические схемы, наращивать доли рынка и, конечно, увеличивать выручку.
«Маркировка, безусловно, повлияет в целом на экономические процессы. Так предприниматель сможет защитить свой бренд от серого рынка, ведь маркировка – это инструмент борьбы с фальсификатом. Потребитель сможет проконтролировать происхождение и качество товара, а государственный бюджет пополнится налогами. То есть это будет выгодно для всех. Мы должны заботиться о наших клиентах и делать всё возможное для исключения из оборота фальсифицированной продукции. Думаю, многие бизнесмены меня поддержат», – отметил в завершении беседы Артём Таранов, директор компании «Бизнес Парк Навигатор», ТМ Samal Water.